Данный проект реализовывался на базе детского сада № 22 г. Рыбинска. Тема нашего проекта «По дорогам сказок». Творческое название «Сказочная математика».
Типология проекта включает в себя информационный, подгрупповой и групповой метод. Проект предназначен для старшего дошкольного возраста и является краткосрочным. Так же включает в себя следующие образовательные области: познавательное, речевое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие.
Перед собой мы ставили следующие задачи:
Образовательные: формировать у детей коммуникативные навыки, творческие способности;
Развивающие: способствовать развитию мыслительных действий, связной речи, владение навыками подражания;
Воспитательные: воспитывать у детей активность, находчивость, эмоциональное восприятие, сопереживание героям сказок. Развивать нравственные качества, воспитывать добрые чувства через сюжет сказки.
Основополагающим вопросом был: «Живёт ли в сказках математика?»
Гипотеза – Мы бы хотели узнать, правда ли, что в сказках живут цифры, определение и так далее.
Проблемный вопрос: для чего в сказках используют числа? Почему в сказках встречаются числа и какова их роль?
В рамках образовательной темы появились частные вопросы, которые мы раскрывали в ходе исследования данной темы, например:
1. Какое значение имеют числа в сказках? (мы исследовали цифры в сказках);
2. Какое значение имеют числа в сказках?(«Народные секреты чисел») (почему в сказках 3 медведя, 3 поросёнка, 3 сына, 3 дочери и так далее. Почему 7 козлят, 7 гномов);
3. С помощью каких фигур – заместителей можно обозначать героев сказок? (составили сказки с математическим содержанием ).
Проект проходил поэтапно.
На первом – подготовительном этапе, который составлял два дня, дети рассматривали книжный уголок, художественную литературу, игры. Педагоги выявляли представления и интересы детей в беседах о сказках с математическим содержанием, оформили центр книги по данной теме.
Второй этап проекта реализовывался три дня. Воспитанники выбирали способы, методы и приёмы работы. Педагоги же предлагали данные способы по решению поставленных задач проекта.
На практическом этапе (семь дней), дети работали в группе, исследовали сказки с помощью различных игр, бесед, проигрывания сюжетов по сказкам. Воспитатели же, в свою очередь, осуществляли контроль за деятельностью детей, давали знания в совместной игровой деятельности с детьми.
Четвёртый этап - контрольно-коррекционный (3 дня). Педагоги организовали детей для показа игр сверстникам. Дети показывали правила дидактических игр по сказкам, проигрывали дидактические игры с приглашённым сверстниками.
На заключительном этапе, который составлял один день, мы представили материалы проекта, а так же наглядного материала по сказочной математике перед педагогами и родителями.
«Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается…»
В итоге реализации проекта мы сделали следующие продукты:
1. «Что за прелесть эти сказки» - сборник математических сказок сделанных и придуманных родителями и детьми, математические сказки о числах./смотреть/
2. Познавательные беседы – по сказке «Три поросёнка», методические рекомендации.
3. Информационный материал для родителей – «Воспитание сказкой», « Что за прелесть эти сказки».
4. Конспекты занятий игр по сказке – «Репка», «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Три поросёнка», «Три медведя», «Колобок», «Курочка ряба», «Гуси – лебеди» (на математическую тему).
5. Дидактические игры – «Теремок», «Три медведя», «Три поросёнка», «Колобок», "Разные сказки" «Волк и семеро козлят», «Репка», «Собери сказку», «Восстанавливаем последовательность и рассказываем сказку», «Герои сказок», «Витражи сказок», «Пазлы по сказкам», «Лото» (по сказкам), игры-бродилки, раскраски, задания –тесты по сказкам (книги).
6. Родительское собрание для родителей по сказкам «Воспитание нравственных чувств через сказки».
7. Презентация для педагогов – итог нашего проекта.