3. Практическая часть конкурсной работы.
В рамках работы по теме муниципальной инновационной деятельности В апреле 2018 года нами было проведено исследование среди дошкольных образовательных учреждений города Рыбинска по теме «Самооценка педагога по определению уровня сформированности профессиональных компетенций в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога». Педагогам были предложены ряд вопросов. По результатам опроса были выявлены дефициты педагогов в данном направлении.
На основе полученных данных и для эффективного развития профессиональной компетентности педагогов нами была разработана Информационно - образовательная среда как ресурс профессионального развития педагога в условиях введения профессионального стандарта Педагог» - это Модель «Путеводитель по Профстандарту Педагога» в конструкторе сайтов Wix.com
Цель которой:
- создание условий для реализации педагогом возможностей непрерывного самообразования через организацию открытого образовательного пространства
С этой целью мы разработали
Методический пакет оценочных материалов, в который входят
- пакет диагностических методик по определению профессиональных компетенций педагога в соответствии с требованиями профессионального стандарта,
- методические рекомендации к оценке и самооценке педагогами уровня профессиональных компетенций, выявления дефицитов в соответствии с профессиональным стандартом педагога.
А именно «Паспорт профессиональных компетенций педагога», который включает в себя:
- алгоритм деятельности педагога в соответствии с трудовыми функциями Профстандарта;
- основные пути, методы и технологии развития профессиональных компетенций и их характеристики;
- уровни владения профессиональными компетенциями педагогов (карта);
- карту формирования компетенций педагога.
Структурно ресурс представлен тремя блоками:
- блок диагностики профессиональных затруднений;
- методический блок;
- мониторинг профессионального развития педагога.
Диагностический блок, который содержит карту комплексной диагностики профессиональных затруднений педагогов, результаты которой являются основой проектирования индивидуального маршрута педагога.
Диагностические методики разработаны для определения уровня соответствия педагога его профессиональной компетентности, самооценки профессионального развития педагога в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог», способности его к творческому саморазвитию в процессе инновационной деятельности и др.
В него входят:
- Тесты, Анкеты на выявление «Способности педагога к творческому саморазвитию»
- Карта самооценки степени соответствия профессиональной компетентности воспитателя.
- Лист самооценки профессионального развития педагога в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог» по должности «ВОСПИТАТЕЛЬ»
- Анкета по итогам самообразования в сфере подготовки к работе в условиях профессионального стандарта «Педагог»
- Диагностика информационных, профессиональных затруднений и потребностей педагогов, уровня педагогического мастерства
Также на каждого педагога заполняется Карта диагностики уровня профессиональной компетентности педагогов
Программа профессионального развития определяет пути дальнейшего профессионального роста педагога
Цель которого, самостоятельное конструирование образовательного маршрута с учетом своих компетентностей, своих профессиональных потребностей, дефицитов и возможностью выбирать наиболее приемлемые для себя сроки и формы его реализации.
Индивидуальные образовательные траектории обеспечивают расширение возможностей образовательного пространства, выбор наиболее эффективных и удобных для педагогических кадров путей и способов непрерывного образования, роста профессиональной компетентности, квалификации и конкурентоспособности педагогов на рынке образовательных услуг.
Методический блок включает банк методических проектов, материалы обучающих семинаров, видеоколлекции, материалы мастер-классов, педагогических мастерских, каталог внешних ресурсов, педагогический чат. Предполагает работу в режиме конференц-связи и проведение вебинаров / просмотр готовых вебинаров.
Данный блок учит организовывать и планировать работу самостоятельно, независимо получать и анализировать знания, искать и отбирать информацию, принимать решения, формировать навык презентации проектов, заниматься самообразованием и многое другое.
Блок «Мониторинг профессионального развития педагога» включает карты самооценки деятельности и наблюдения роста уровня профессионализма педагога.
Цель мониторинга профессионального развития педагога состоит не только в том, чтобы получить конкретную картину изменений, происходящих в процессе профессионального становления педагога в определенный момент, но в том, чтобы сделать заключение о тенденциях развития этого процесса, предвидеть всевозможные пути управленческой деятельности, направленной на поддержку и развитие положительных тенденций и на торможение нежелательных.
Информационно-образовательная система способна привести к единому знаменателю все заинтересованные стороны передовой образовательной среды. В свою очередь, такая координация гарантированно обеспечит развитие образовательной организации. Интерес к формированию современной цифровой образовательной среды продиктован временем и государственной необходимостью. В настоящее время наиболее важными становятся способность педагога к свободному владению информационными технологиями, саморазвитию, умение трансформировать приобретенные знания в инновационные технологии, социальная мобильность, готовность к систематическому повышению профессионального уровня.
Практическая значимость инновационного продукта в том, что он предлагает готовый инструментарий по оценке и самооценке педагогом уровня профессиональных компетенций и выявления дефицитов в соответствии с профессиональным стандартом Педагога, с последующим построением индивидуального образовательного маршрута. Раскрывает систему организации Информационно - образовательной среды "Путеводитель Профстандарта «Педагог». Мы полагаем, что дальнейшая реализация модели будет способствовать достижению ее основной цели: повышение качества образования посредством роста уровня профессионализма педагогов, готовности педагогов к постоянному профессиональному росту.
Каждый педагог сам должен решить, в каком направлении ему необходимо развиваться, какими способами получать информацию, ее осваивать, фиксировать и отслеживать.
Профессиональное развитие должно стать не обязанностью или формальностью, а образом мышления педагога XXI века.