Муниципальный конкурс моделей обновления методической деятельности в учреждении с учетом направлений национального проекта «Образование» «Методическая деятельность – пути обновления»

   Номинация: Ресурсы и инструменты развития цифровых компетенций педагогов.

 

Тема конкурсной работы

«Информационно - образовательная среда как ресурс профессионального развития педагога

в условиях введения профессионального стандарта Педагог» 

Состав команды участников:

- Кукушкина Галина Семёновна, заведующий;

- Жукова Юлия Евгеньевна, старший воспитатель (руководитель группы);

- Щевелькова Олеся Сергеевна, учитель-логопед;

- Румянцева Ксения Борисовна, педагог-психолог.

- Молодцова Мария Викторовна, руководитель ИЗО-студии;

-Курзина Елена Николаевна, специалист по математике и развивающим играм. 

2. Описательная часть конкурсной работы

Актуальность новой

модели методической

деятельности

Стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

Актуализированная структура государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» теперь содержит, в том числе, федеральные проекты «Цифровая образовательная среда», «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика в Российской Федерации».

Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» нацелен на создание к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.

Цифровая образовательная среда образовательной организации должна стать единым пространством коммуникации для всех участников образовательных отношений, действенным инструментом управления качеством реализации образовательных программ, работой педагогического коллектива.

Следовательно, необходим ресурс профессионального развития педагогов, который будет ориентирован на самообразование специалиста, на формирование его профессионально-личностной сферы и развитие ИКТ – компетенций. Таким ресурсом может стать информационно-образовательная среда. Такая среда должна включать в себя, как организационно-методические условия, так и совокупность технических и программных средств хранения, обработки, передачи информации, обеспечивающую оперативный доступ к педагогически значимой информации и создающую возможность для взаимодействия работников педагогического коллектива дошкольного учреждения между собой и с педагогическим коллективом другого образовательного учреждения.

Повышение качества дошкольного образования на современном этапе находится в прямой зависимости от профессионального уровня педагогических кадров.

Оригинальность и

новизна новой модели

методической

деятельности

Современная виртуальная среда является не только носителем большого объёма информации, но и обладает специфическими инструментальными возможностями. В ней моделируются или воспроизводятся все ранее освоенные человечеством формы и способы потребления и обработки информации, а так же появляются новые.  Это стало возможным благодаря уникальному потенциалу цифровых технологий, за которыми будущее.

Изменения, которые происходят в системе образования включают в себя следующие требования от  педагога:

1.     Полные знания о преподаваемом предмете

2.     Знания о смешных предметах

3.     Знания в сфере IT

4.     Знания в сфере психологии детей

5.     Навыки урегулирования конфликтов с детьми и родителями

Только такой человек сможет обучать интересно и качественно, будет увлекательно и доступно объяснять материал. Он станет проводником в мир предмета, даст инструменты познания и научит ими пользоваться. Есть такой современный термин как фактчепинг – это умение правильно ориентироваться в массе информации, вычленять главное, анализировать и применять знания. Именно такой педагог владеющий фактчепингом будет преподавателем будущего.

Концептуальное

обоснование новой

модели методической

деятельности

Взяв на вооружение социальную психологию, многие ведущие образовательные учреждения начали применять персонализированный подход, позволяющий скорректировать программу каждого в соответствии с его нуждами Blended Learning, или cмешанное обучение это образовательная концепция, в рамках которой ученик или учитель получает знания и самостоятельно онлайн, и очно с преподавателем. Такой подход дает возможность контролировать время, место, темп и путь изучения материала. Смешанное образование позволяет совмещать традиционные методики и актуальные технологии.

Описание этапов

перехода к новой

модели

1.     Определите цель. Повышение качества образования образования или технологической грамотности;

2.     Изучить ресурс «Информационно - образовательная среда как ресурс профессионального развития педагога в условиях введения профессионального стандарта Педагог»;

3.     Выбрать свой образовательный маршрут (алгоритм деятельности педагога в соответствии с трудовыми функциями Профстандарта; основные пути, методы и технологии развития профессиональных компетенций и их характеристики);

4.     Проанализировать и тщательно подготовить программу (карту формирования компетенций педагога)

5.     К действию! (реализация    индивидуальной образовательной траектории).

Необходимое

ресурсное обеспечение

методической

деятельности

Компьютер, ноутбук, планшет или телефон с выходом в сеть Интернет.

 

 

 3. Практическая часть конкурсной работы.

В рамках работы по теме муниципальной инновационной деятельности  В апреле 2018 года нами было проведено исследование среди дошкольных образовательных учреждений города Рыбинска по теме «Самооценка педагога по определению уровня сформированности профессиональных компетенций в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога». Педагогам были предложены ряд вопросов. По результатам опроса были   выявлены дефициты педагогов в данном направлении.

На основе полученных данных и для эффективного развития профессиональной компетентности педагогов нами была разработана Информационно - образовательная среда как ресурс профессионального развития педагога в условиях введения профессионального стандарта Педагог» - это Модель «Путеводитель по Профстандарту Педагога» в конструкторе сайтов Wix.com

 Цель которой:

- создание условий для реализации педагогом возможностей непрерывного самообразования через организацию открытого образовательного пространства

С этой целью мы разработали

Методический пакет оценочных материалов, в который входят

-         пакет диагностических методик по определению профессиональных компетенций педагога в соответствии с требованиями профессионального стандарта,

- методические рекомендации к оценке и самооценке педагогами уровня профессиональных компетенций, выявления дефицитов в соответствии с профессиональным стандартом педагога.

 

А именно «Паспорт  профессиональных компетенций педагога», который включает в себя:

 - алгоритм деятельности педагога в соответствии с трудовыми функциями Профстандарта;

- основные пути, методы и технологии развития профессиональных компетенций и их характеристики;

- уровни  владения профессиональными компетенциями  педагогов (карта);

- карту формирования компетенций педагога.

 

Структурно ресурс представлен тремя блоками:

- блок диагностики профессиональных затруднений;

- методический блок;

- мониторинг профессионального развития педагога.

Диагностический блок, который содержит карту комплексной диагностики профессиональных затруднений педагогов, результаты которой являются основой проектирования индивидуального маршрута педагога.

Диагностические методики разработаны для  определения  уровня соответствия  педагога его профессиональной компетентности, самооценки профессионального развития педагога в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог»,  способности его к творческому саморазвитию в процессе инновационной деятельности  и др.

В него входят:

-         Тесты, Анкеты на выявление «Способности  педагога к творческому саморазвитию»

- Карта самооценки степени соответствия профессиональной компетентности воспитателя.

-         Лист самооценки профессионального развития педагога в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог»  по должности «ВОСПИТАТЕЛЬ» 

-         Анкета по итогам самообразования в сфере подготовки к работе  в условиях профессионального стандарта «Педагог»

-         Диагностика информационных, профессиональных затруднений и потребностей педагогов, уровня педагогического мастерства

Также на каждого педагога заполняется Карта диагностики уровня профессиональной компетентности педагогов

Программа профессионального развития определяет пути  дальнейшего профессионального роста педагога

Цель которого, самостоятельное конструирование образовательного маршрута с учетом своих компетентностей, своих профессиональных потребностей, дефицитов и возможностью выбирать наиболее приемлемые для себя сроки и формы его реализации.

    Индивидуальные образовательные траектории обеспечивают расширение возможностей образовательного пространства, выбор наиболее эффективных и удобных для педагогических кадров путей и способов непрерывного образования, роста профессиональной компетентности, квалификации и конкурентоспособности педагогов на рынке образовательных услуг.

Методический блок включает банк методических проектов, материалы обучающих семинаров, видеоколлекции, материалы мастер-классов, педагогических мастерских, каталог внешних ресурсов, педагогический чат. Предполагает работу в режиме конференц-связи и проведение вебинаров / просмотр готовых вебинаров.

Данный блок учит организовывать и планировать работу самостоятельно, независимо получать и анализировать знания, искать и отбирать информацию, принимать решения, формировать навык презентации проектов, заниматься самообразованием и многое другое.

Блок «Мониторинг профессионального развития педагога» включает карты самооценки деятельности и наблюдения роста уровня профессионализма педагога.

Цель мониторинга профессионального развития педагога состоит не только в том, чтобы получить конкретную картину изменений, происходящих в процессе профессионального становления педагога в определенный момент, но в том, чтобы сделать заключение о тенденциях развития этого процесса, предвидеть всевозможные пути управленческой деятельности, направленной на поддержку и развитие положительных тенденций и на торможение нежелательных.

Информационно-образовательная система способна привести к единому знаменателю все заинтересованные стороны передовой образовательной среды. В свою очередь, такая координация гарантированно обеспечит развитие образовательной организации. Интерес к формированию современной цифровой образовательной среды продиктован временем и государственной необходимостью. В настоящее время наиболее важными становятся способность педагога к свободному владению информационными технологиями, саморазвитию, умение трансформировать приобретенные знания в инновационные технологии, социальная мобильность, готовность к систематическому повышению профессионального уровня.

Практическая значимость инновационного продукта в том, что он предлагает готовый инструментарий по оценке и самооценке педагогом уровня профессиональных компетенций и выявления дефицитов в соответствии с профессиональным стандартом Педагога, с последующим построением индивидуального образовательного маршрута. Раскрывает систему организации Информационно - образовательной среды "Путеводитель Профстандарта «Педагог». Мы полагаем, что дальнейшая реализация модели будет способствовать достижению ее основной цели: повышение качества образования посредством роста уровня профессионализма педагогов, готовности педагогов к постоянному профессиональному росту.

Каждый  педагог сам должен  решить, в каком направлении ему необходимо развиваться, какими способами получать информацию, ее осваивать, фиксировать и отслеживать.

Профессиональное развитие должно стать не обязанностью или формальностью, а образом мышления педагога XXI века.