Доступная среда
В рамках действия ФЗ «Об образовании в РФ» необходимо обеспечить равный доступ к образованию для всех воспитанников, учитывая персональные возможности и особенные образовательные потребности каждого. Необходимо обеспечить все условия для того, чтобы детям, нуждающимся в коррекционной поддержке, предлагались эффективные, индивидуально приспособленные, поддерживающие мероприятия в существующем окружении, обеспечивающие оптимальное образовательное и личностное развитие.
Создание всеобъемлющих условий для получения образования детьми с учетом их психофизических особенностей на сегодняшний день рассматривается в качестве основной задачи в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья.
Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы.
Приказ о создании комиссии для обследования социальной инфраструктуры детского сада № 22 /смотреть/
Приказ о назначении должностных лиц для сопровождения инвалидов в детском саду № 22 /смотреть/
Индивидуальная программа реабилитации ребенка- инвалида /пример/
Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры (детского сада № 22) для инвалидов /смотреть /
Должностная инструкции для сопровождающего инвалида в стенах дошкольного образовательного учреждения /смотреть/
Реализация мероприятий позволит сделать среду детского сада доступной для всех Политика дошкольного учреждения обеспечивает создание условий доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения и оказание необходимой помощи данной категории граждан.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПА В ЗДАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Детский сад № 22 имеет одно отдельно стоящие здание. Конструктивные особенности здания не предусматривают наличие подъемников и других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Тифлотехника, тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета/душа, кровати и матрасы специализированного назначения в образовательной организации отсутствуют. Входная площадка имеет навес, видеодомофон. Здание оснащено системой противопожарной сигнализации и световым табло "Выход", видеонаблюдением.
На основании «Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» (Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309) в образовательном учреждении обеспечено создание лицам с инвалидностью и ОВЗ следующих условий доступности объекта:
Возможность передвижения по территории объекта в целях доступа к месту предоставления услуги, с помощью работника объекта, назначенного приказом руководителя.
Сопровождение инвалидов, имеющих стойкие нарушения функции зрения и возможность самостоятельного передвижения по территории объекта.
Содействие инвалиду при входе в объект и выходе из него.
Наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации (с использованием шрифта Брайля).
Оказание работниками организации иной необходимой инвалидам помощи в преодолении барьеров, мешающих получению услуг в сфере образования.
Краевые ступени лестничных маршей и вход в учреждение выделены желтым цветом.
Доступ к кабинетам администрации, методическому и медицинскому кабинетам, туалету обеспечен посредством предоставления сопровождающего лица.
Ответственный по вопросам обеспечения доступности в учреждение: Иванова Ксения Андреевна тел. (4855) 26-69-20, время работы: понедельник - пятница с 8.00 до 16.00, также имеется возможность предварительно сообщить о времени посещения образовательного учреждения по телефону (4855)26-69-20 или по электронной почте dou22.rybinsk@yarregion.ru
НАЛИЧИЕ ОБОРУДОВАННЫХ УЧЕБНЫХ КАБИНЕТОВ, ОБЪЕКТОВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ, БИБЛИОТЕК, ОБЪЕКТОВ СПОРТА, СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ ПРИСПОСОБЛЕННЫХ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНВАЛИДАМИ И ЛИЦАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
СВЕДЕНИЯ О НАЛИЧИИ ОБОРУДОВАННЫХ ГРУППОВЫХ ПОМЕЩЕНИЙ
В учреждении оборудованы групповые помещения, в том числе оборудованных для проведения практических занятий, объектов спорта, средств обучения и воспитания, приспособленных для использования лицами с ограниченными возможностями здоровья.
В состав групповых ячеек входят: раздевальная (приемная) (для приема детей и хранения верхней одежды), групповая (для проведения игр, занятий и приема пищи), спальня, буфетная (для подготовки готовых блюд к раздаче и мытья столовой посуды), туалетная (совмещенная с умывальной). Все группы оснащены необходимой мебелью, оборудованием, играми и игрушками в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, требованиями Основной образовательной программы в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО.
Для развития экологической культуры детей в каждой возрастной группе размещены уголки с красочными календарями природы и погоды. Разнообразный иллюстрированный материал – альбомы, картины по временам года, дидактические игры.
В старших группах оснащены уголки экспериментирования: материалы для наглядного показа и детского исследования (глобусы, карты, макеты, иллюстрации, магниты, лупы, настольно – печатные игры).
В группах в зависимости от возраста детей, имеются разнообразные виды театров (трафаретный, настольный, теневой, кукольный), атрибуты, элементы костюмов для сюжетно – ролевых, режиссерских игр, игр – драматизаций. В группах раннего возраста и младших группах – уголки ряженья.
Дети с инвалидностью и ОВЗ наравне с воспитанниками групп общеразвивающей направленности имеют возможность для дополнительного образования в специально оборудованных кабинетах.
ОБЪЕКТЫ СПОРТА
В детском саду созданы условия для полноценной двигательной деятельности детей, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей. В зале имеется стандартное и нестандартное оборудование и спортивный инвентарь, необходимые для ведения физкультурно-оздоровительной работы.
Оборудование и инвентарь соответствует правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики, СанПиН. Размеры и конструкции оборудования и пособий отвечают анатомо – физиологическим особенностям детей, их возрасту.
ОБЪЕКТЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
КАБИНЕТ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
В детском саду созданы условия для проведения коррекционной работы с детьми. Оснащен логопедический кабинет.
Кабинет учителя-логопеда предназначен для:
проведения диагностического обследования речевого развития детей дошкольного возраста, проведения подгрупповых и индивидуальных занятий учителя-логопеда с детьми.
КАБИНЕТ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, разрабатываются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
БИБЛИОТЕКА
Библиотеки в учреждении нет, но воспитательно-образовательный процесс в детском саду строится с применением современной методической и детской литературы, которая находится в методическом кабинете учреждения, групповых, кабинетах специалистов и доступна для пользования всеми участниками образовательных отношений. В каждом групповом помещении оборудованы книжные центры. Книжные издания находятся по высоте – на расстоянии вытянутой руки ребенка, что дает возможность без труда взять в руки необходимую книгу детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), кроме лиц с нарушением зрения и опорно-двигательного аппарата.
МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ
Методический кабинет оснащен необходимыми для обеспечения воспитательно-образовательного процесса пособиями, литературой, картинами, играми, художественной литературой, мультимедийным оборудованием, которые подобраны в соответствии с образовательными областями: социально-коммуникативное развитие,познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
УСЛОВИЯ ПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Питание организовано в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами СанПиН 2.3/2.4.3590-20 от 27 октября 2020 г. на основании "Примерного 20-ти дневного меню для детей от 1,6 до 7 лет", в соответствии с технологией приготовления пищи, а так же требованиями законодательства в сфере санитарного – эпидемиологического благополучия населения, включая действующие требования и нормативы, установленные нормативно-технической документацией. Рационы горячего питания воспитанников, а также энергетическая ценность, подлежащих приготовлению, указаны в Меню. Питание осуществляется по тем же нормативным документам и регламентам, что и организация питания для воспитанников групп общеразвивающей направленности.
Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не осуществляется.
УСЛОВИЯ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В детском саду создаются условия охраны здоровья воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В учреждении имеется медицинский блок (кабинет врача, процедурный кабинет, изолятор). Оказание первой доврачебной помощи осуществляет штатная старшая медицинская сестра тел. (4855)26-69-20.
В группах имеются: рециркуляторы для обеззараживания воздуха. В образовательном учреждении с целью охраны здоровья воспитанников проводятся следующее мероприятия:
· проведение профилактических осмотров;
· мероприятия по обеспечению адаптации в образовательном учреждении;
· осуществление систематического медицинского контроля за физическим развитием воспитанников и уровнем их заболеваемости;
· обеспечение контроля за санитарно-гигиеническим состоянием образовательного учреждения;
· осуществление контроля за физическим, гигиеническим воспитанием детей, проведением закаливающих мероприятий;
· осуществление контроля за выполнением санитарных норм и правил.
Функционирует психолого-педагогический консилиум ДОУ.
Целью ППк является обеспечение диагностико-коррекционного психолого- педагогического сопровождения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников. ППк тесно сотрудничает с ПМПК. В сложных ситуациях воспитанники с родителями направляются на дальнейшее обследование в ПМПК.
В детском саду используются здоровьесберегающие технологии, направленных на полноценное физическое развитие детей, их оздоровление, профилактику заболеваний, коррекцию отклонений в здоровье, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ.
Состояние и содержание территории, здания, помещений соответствует требованиям действующих санитарно-эпидемиологических правил. Каждая группа имеет отдельный прогулочный участок.
ДОСТУП К ИНФОРМАЦИОННЫМ СИСТЕМАМ И ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫМ СЕТЯМ, В ТОМ ЧИСЛЕ ПРИСПОСОБЛЕННЫМ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНВАЛИДАМИ И ЛИЦАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Воспитанники детского сада не имеют доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, специально оборудованного компьютерного кабинета нет.
Разработан и действует официальный сайт учреждения имеет версию сайта для слабовидящих.
ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ, К КОТОРЫМ ОБЕСПЕЧИВАЕТСЯ ДОСТУП ОБУЧАЮЩИХСЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ ПРИСПОСОБЛЕННЫЕ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНВАЛИДАМИ И ЛИЦАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам не предусматривается
Электронные образовательные ресурсы, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
официальный сайт Министерства Просвещения РФ
федеральный портал "Российское образование"
информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам"
единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
интернет-портал «Культура письменной речи»
Межрегиональная детско-молодежная общественная организация содействия всестороннему развитию личности, патриотическому и нравственному воспитанию детей и молодежи «Мишки» при поддержке Общественной палаты Российской Федерации запустила проект «Карта возможностей особого ребенка».
Карта возможностей особого ребенка (далее – Карта) функционирует на сайте карта возможностей.рф и содержит в себе информацию более чем о 270 учреждениях, предоставляющих свои услуги детям с особыми потребностями. Пользователи сайта без труда могут найти нужные кружки, секции, образовательные учреждения и реабилитационные центры, предоставляющие свои услуги для детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), недалеко от места жительства. Есть возможность комментировать информацию об учреждениях и добавлять новые объекты на Карту.
Ссылка на Карту: http://картавозможностей.рф/map.
О НАЛИЧИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО И ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В детском саду имеются технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ:
- мультимедийные установки (проектор, экран, ноутбук);
- музыкальные центры (музыкальный зал, физкультурный зал);
- переносные колонки для проведения праздников на улице;
- магнитофоны;
- сенсорный экран;
- интерактивная доска.
Возможность обучения на дому и дистанционно – не предусмотрено.
Информация о наличии условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат - наличие общежития, интерната, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья не предусмотрено.
Родительская плата за присмотр и уход за детьми-инвалидами обучающимися в муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, не взимается.