Инновационный каскад - 2020

  •   Муниципальный конкурс реализованных образовательных проектов

     «Продвижение социокультурных практик в образовательной деятельности детского сада»

    1. ФИО, должность: Филиппович Елена Владимировна, воспитатель

    2. Тема Проекта: История возникновения пуговицы, ее совершенствование и многообразие видов, роль пуговицы в жизни человека.

    3. Номинация: «Реализованный проект педагогом»

     

    Визитная карточка проекта.

    Авторы:

    ДОУ

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 22

    (ФИО, должность авторов проекта)

    Филиппович Е.В., воспитанники группы детей дошкольного возраста 4-5 лет

    Цель проекта: формирование у детей естественнонаучных представлений о предметах окружающего мира и расширение кругозора посредством познавательно-исследовательской деятельности.

    Тема проекта:

     История возникновения пуговицы, ее совершенствование и многообразие видов, роль пуговицы в жизни человека

    Творческое название:

    «Пуговка-чудесница»

    Типология проекта:

             Информационно-познавательный

             Подгрупповой;

             Групповой;

    Категория воспитанников:

    Дети дошкольного возраста 4-5 лет

    Продолжительность проекта

    краткосрочный

    Виды деятельности

    (образовательные

    области):

             Познавательное развитие;

             Речевое развитие;

             Социально-коммуникативное развитие;

             Художественно-эстетическое развитие.

    Образовательные задачи:

      Формировать у детей познавательную активность через совместную образовательную деятельность взрослого и детей.

      Обогатить представления детей о роли пуговиц в жизни человека, о многообразии пуговиц, познакомить с разными способами пришивания пуговиц.

    Развивающие задачи:

     Развивать стремление к познавательно-исследовательской деятельности детей в процессе экспериментирования, установления причинно-следственной зависимости, умения делать выводы.

      Способствовать развитию воображения, фантазии, коммуникативных навыков; практических умений в продуктивной деятельности (рисовании, лепке, аппликации); развивать творческие способности при выборе замысла будущей работы, дизайна.

    Воспитательные задачи:

     Воспитывать познавательный интерес, бережное отношение к предметному миру.

     Прививать трудовые навыки при совместной деятельности.

     Привлекать родителей к активному сотрудничеству.

    Основополагающий вопрос:

    Как появились пуговицы?

    Гипотеза:

    Мы предполагаем, что история появления пуговиц имеет много «тайн», которые нам интересны

    Проблемный вопрос:

    Могут ли люди жить без пуговиц?

    Частные вопросы

    (в рамках учебной темы)

     

    Темы исследований

    Путешествие в прошлое пуговицы

    Исследование условий появления пуговицы

    Удивительный мир пуговиц

    Изучение предметного мира: пуговицы, их многообразие

     

    Этапы проекта:

     

    Название этапа

    Сроки

    Воспитанник

    Педагог

    1.       Подготовительный

    2 дня

       Оценка детских знаний о предмете исследования, посредством дидактических игр, упражнений, заданий.

       Дети обследуют шкатулку с пуговицами; исследуют свою одежду с пуговицами;

    в центре по познавательному развитию знакомятся с материалами по теме проекта

       Выявляет представления и интересы детей о предметном мире (пуговицы) в беседах.

       Оформляет центр по познавательному развитию, книжный уголок по данной теме.

       Подбирает материал к познавательным занятиям, дидактическим играм, информацию для родителей (консультации, информационный стенд)

    2.       Проектировочный

    3 дня

       Выбор способов, методов, приемов работы.

       Предлагает способы по решению поставленных задач проекта;

    3.       Практический

    7 дня

       Работа в группе, изучение материалов по темам исследований

    при помощи художественного слова, словесных, дидактических игр, художественной литературы, творческих работ, бесед, просмотра фильмов, презентаций, дополнительного материала из интернета.

       Оформляет наглядный материал для детей и родителей.

       Осуществляет контроль за деятельностью детей, дает знания в совместной образовательной, игровой деятельности взрослого и детей.

       Привлекает родителей для совместного исследования; подготовки и изготовления игр по теме проекта; творческих работ

    4.       Контрольно-коррекционный

    3 дня

      Участие в изготовлении и представлении:

    - настольно-печатной игры «Древо истории»;

    -математической игры «Вот какая Пуговица»;

    - фоторепортажа

    «Пуго и Вица».

      Участие и изготовление совместно с родителями поделок из пуговиц.

      Организует детей для:

    -  показа и объяснения правил игры для сверстников и родителей;

    - рассказа фоторепортажа сверстникам;

    - изучения и освоения дидактических игр с пуговицами

    5.       Заключительный

    2 дня

      Распространяют полученные знания среди сверстников на познавательных занятиях.

      Участвуют на открытом занятии для родителей.

       Применяют полученные знания в свободной и игровой деятельности.

     

     

     

     

     Представление материалов проекта:

    - презентации по теме исследования;

    - презентация фоторепортажа «Пуго и Вица»;

    - показ открытого занятия для родителей;

    - выступление на педсовете;

    - презентация выполненных в ходе проекта игр «Древо истории», «Вот какая пуговица»;

    - выполнение буклета по теме проекта;

     

    5.2 Описание содержания и итогов реализованного проекта

         Мир вокруг нас полон тайн и загадок.

         Пуговицы – это интересный материал для расширения не только кругозора детей, но и для познавательно-исследовательской деятельности.

         Нам захотелось узнать, как появились пуговицы и могут ли люди жить без них.

     Работая над темой «Пуговка-чудесница», мы узнали:

             что история появления пуговиц имеет много «тайн», которые нам интересны;

             интересные исторические факты появления пуговицы;

             о многообразии мира пуговиц, о том, как можно их использовать.

 В итоге реализации проекта нами были подобраны и разучены стихи, загадки, словесные, пальчиковые, дидактические, развивающие и коммуникативные игры, игровые упражнения, физкультминутки о пуговицах. Презентация "Удивительный мир пуговиц"

      Мы изучили разную художественную, научно-познавательную литературу, информацию из интернета по теме проекта. Совместно с родителями собрали коллекцию пуговиц 20 века, выполнили ряд творческих работ. Познакомились с фоторепортажем своего сверстника, который представил нам продукт совместного творчества с родителями. Где сочиненные мамой стихи заняли главное место, а исторические и художественные фотографии их красиво дополнили.

      В ходе реализованного проекта нами придумана и сделана настольно-печатная игра «Древо истории»( карта дидактического ресурса), где за основу игрового поля было взято генеалогическое древо, на котором выкладывались открытки-картинки, соответствующие этапам появления пуговиц.

     В рамках родительского собрания проведено открытое занятие «Предметный мир: пуговицы», где мы не только делись полученными знаниями, играли в интересные игры, но и выполнили обереги из пуговиц.

     В конце исследования придумали и сделали игру «Вот какая пуговица» (карта дидактического ресурса), которую представляли на родительском собрании, как пособие для развития естественно-научных представлений. Теперь играя, мы можем не только рассматривать и обследовать пуговицы, но и считать их от 1 до 10, находить для них «место», а используя полоски липучей ленты разного цвета (в соответствии с игрой «Палочки Кьюизинера»), можно выкладывать их рядом со своей цифрой. Создана картотека игр с пуговицами.

     Полученные в ходе работы над проектом знания, мы представили в своем дошкольном учреждении и будем продолжать распространять, участвуя в конкурсах разного уровня.

     Теперь мы знаем, что жить без пуговиц очень трудно. Зачастую, неприметные с виду старые пуговицы, могут стать бесценным источником знаний о времени, в котором были изготовлены…Они служат нам не только застежкой на одежде, украшением и декоративным элементом, придавая одежде нарядный, элегантный и интересный вид.

А самое главное, с ними можно играть!!